Добукварный период

28.05.2021, 303 просмотра.

Памятка родителям

Н. В. Нищева

Фрагмент из книги «Учусь читать с мамой»

Добукварный период

Двенадцать шагов к обучению грамоте

Обучению грамоте всегда предшествует добукварный период. В это время малыша готовят к обучению грамоте. Давайте сделаем с вашим малышом или малышкой двенадцать шагов к обучению грамоте.

Шаг 1

                    Развиваем зрительное восприятие и внимание

 Проверьте, сможет ли малыш или малышка сложить из счетных палочек, спичек, карандашей, фломастеров по образцу и описанию следующие фигуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте упражнение несколько дней подряд. Используйте также цветные брусочки из любого конструктора или палочки Кюизенера. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом попробуйте объяснить, что нужно выложить из палочек.  Справится ли он с конструированием изображений по описанию? Когда он будет легко справляться с этим заданием, делайте следующий шаг

 

Шаг 2

Развиваем зрительное восприятие и внимание, навыки ориентировки, знание цветов и геометрических форм

Нарежьте из цветного картона, самоклеящейся пленки, пластика разные по размеру геометрические фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить: домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку

и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А может быть, малыш пофантазирует и придумает сам, что еще можно сложить из этих фигур. Одновременно вы можете закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости и в схеме собственного тела. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа, правая рука, левая рука. Научите его употреблять предлоги: на, в, у, из, с, от, под, над, перед, из-за, из-под. Все это можно проделывать в игровой форме.

Предложите малышу следующие вопросы и задания.

  • Какой формы уши у кошки? Какую форму имеют лапы мишки? Сколько кругов ты использовал для составления снеговика?
  • Давай пойдем в твою комнату и погрузим все красные кубики в большой грузовик. Куда ты погрузил кубики? Правильно, в грузовик. А теперь давай выгрузим кубики из грузовика. Откуда ты достаешь кубики? Правильно, из грузовика. И т. п.
  • Сложи посредине стола елочку, слева от нее – зайчика, справа – мишку.
  • Давай поиграем в художников. Сложи на ковре солнышко, под солнышком – домик, над домиком – птичку, справа от елочки – дерево, под деревом – грибок. Расскажи, что где находится.

Шаг 3

Развиваем зрительное восприятие и внимание, мышление,

мелкую моторику

            Следующим шагом станет складывание разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными. Сначала складывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, игры-пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они не только развивают зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, и пальцевую моторику. Для развития мелкой моторики подойдут и прописи, специально разработанные для добукварного периода.

                                             Шаг 4

Развиваем слухового восприятие и внимание, неречевой слуха

Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона чашки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки.

 

   Звучащие игрушки (пищалка, погремушка, дудочка, барабан, свисток).

 

Поиграйте с малышом в игру «Что звучит?» Покажите ребенку звучащие предметы и игрушки (не более четырех-пяти, начинать лучше с двух разных звуков): погремушку, пищалку, дудочку, колокольчик, свисток. Пусть он сам попробует производить звуки с помощью этих предметов.  Спрячьте звучащие предметы за ширму или поставленную на стол книгу и производите ими звуки, пусть малыш пробует узнавать и называть эти предметы.

 

                                             Шаг 5

Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух

Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке или гремите погремушкой, если у него завязаны глаза?  Пусть показывает рукой туда, откуда слышится звук.

Спрячьте в комнате громко тикающие часы, звенящий будильник или звонящий телефон. Пусть ребенок найдет их, ориентируясь на звук.

Если ребенок все это делает с легкостью, делайте следующий шаг. 

  

                                           

 

 

 

 

 

Шаг 6

Развиваем слуховое восприятие и внимание, речевой слух

Вырежьте из цветной вкладки картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У!»  Девочка укачивает куклу: «А!»  Мишка рычит: «О!»  Лошадка ржет: «И!»

Можно заменить картинки соответствующими игрушками.  Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции?

Объясните, что мы слышим ушами разные звуки.  Шум ветра, вой метели, гудение самолета – это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра – это тоже звуки.  Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки.  Объясните, что сегодня вы с ним учились произносить и узнавать звуки [а], [у], [о], [и].

 

                                            Шаг 7

Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу предложений

Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть малыш рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам, которые вынайдете на цветной вкладке (). Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Потренируйте малыша в определении количества слов в предложении, поупражняйте в составлении предложений с заданным количеством слов. Преждожите ему следующие задния.

  • Я составила предложение: «Мама купает малыша.». В этом предложении три слова: мама, купает, малыша. Попробуй составить предложение, в котором тоже три слова.
  • Сосчитай, сколько слов в предложении: «Дети пьют яблочный сок». Перечисли слова по порядку. Составь предложение, в котором тоже будет четыре слова.
  • Какое предложение можно составить из слов: суп, мама, варит? Сколько слов в этом предложении? Составь предложение, в котором будет столько же слов.

Особое внимание уделите составлению предложений с предлогами. Объясните ребенку, что в некоторых предложениях встречаются предлоги (маленькие слова). Напрмер: на, над, у, возле, за.  (На небе яркое солнышко. Над лесом ясный месяц. У забора стоит машина.)

 

                                           

Шаг 8

 

Формируем навыки  слогового анализа и синтеза слов

            Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та. Делайте это вмсте с малышом. Расскажите, что в слове столько слогов, сколко раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь. Вы же должны помнить, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Проговорите с сыном или дочкой несколько слов по слогам, подставив ладонь под подбородок (лу-на, ко-сы, ма-ли-на, ку-ку-ру-за).

Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов:

  • Если сказать РЕ, а потом КА, что получится?
  • Какое слово получится из слогов РО и СА?
  • Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА.

Нарежьте квадратов из желтого картона и объясните малышу, что они будут обозначать слоги. Разложите перед ребенком предметные картинки (лук, кош-ка, маши-на). Пусть произносит их названия, делит слова-названия на слоги и кладет под каждую картинку столько квадратов, сколько в слове слогов.

 

Шаг 9

 

Формируем  навыки  звукового анализа и синтеза

            Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей [ау], из звуков [и] и [а] получается песенка ослика [иа]. Поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки с цветной вкладки, предложите ему следующие задания:

  • Если я спою [а], а потом [у], что получится?
  • Я пою: «Иа!». Какой звук я пою сначала, а какой потом?
  • Спой: «Уа!» Какой звук ты поешь первым, а какой вторым?

Потренируйте ребенка  в выделении гласых звуков из начала слова в ударной позиции:

  • Какой звук я тяну в начале слов: аист, утка, ослик, иглы?
  • С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?

Вспомни имя девочки, которое начинается со звука [о].

А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?

  • Какой звук ты слышить в начале слов: арбуз, апельсин, абрикос?
  • С какого звука начинаются слова: удочка, улитка, уроки?

Объясните ребенку, что звуки [а], [у], [и], [о] – гласные. Гласные звуки произносятся легко (во рту нет никакой преграды), поэтому их можно петь. Сразу же можно ввести обозначение гласных звуков: красный кружок.

 

 

 

Шаг 10

 

Формируем навыки  звукового анализа и синтеза

Теперь пора рассказать малышу о согласных звуках. Это такие звуки, которы нельзя петь, потому что во рту при их произненсении есть преграда (препятствуют прохождению воздуха язык, губы, зубы). Это такеи звуки, как [п], [т], [к], [м]. Мы будем обзначать их синим кружком. Затем можно начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. Спросите ребенка, каким звком окончивается каждое из этих слов.

 На этом этапе целесообразно поупражнять ребенка в составлении и анализе слогов: [ам], [уп], [ок], [ит]. Для этой работы можно использовать вырезанные из картона красные и синие кружки. Предложит малышу следующие задания.

  • Я произнесу сначала [а], а потом [т]. Какой слог получился? Правильно, [ат]. Давай обозначим звуки этого слога кружками. Какой кружок ты положишь первым? Правильно, красный. Почему? Правильно, звук [а] – гласный, обозначается красным кружком. Какой кружок ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук [т] – согласный.
  • Произнеси слог ок. Какой звук в нем первый? Какой звук второй? Обозначь эти звуки кружками. Почему первый кружок красный, а второй синий?

                     Слог ок и красный и синий кружки под ним.

 

Шаг 11

 

Формируем навыки  звукового анализа и синтеза слов

Когда эта работа будет легко выполняться ребенком, попробуйте научить его выделять согласные звуки из начала и середины слова. Произносите тот звук, который должен выделить ребенок, утрированно, тяните его:

  • Мммак. Какой звук слышится в начале слова? Правильно, звук [м].
  • Нннос. Какой звук первый в этом слове? Правильно, звук [н].
  • Марррка. Какой звук я тяну в середине слова? Правильно, звук [р].

    На этом этапе можно дать ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [б] в слове бык и [б’] в слове бита, [т] в слове туман и [т’] в слове тина, [с] в слове сын и [с’] в слове синий.

            Используя картинки с вкладки, потренируйте ребенка в различении твердых и мягких согласных звуков. Объяснте, что мягкие согласные обозначают зеленым кружком.

 

Шаг 12

Развиваем мелкую моторику

Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития мелкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Проверь-те, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры.

       Предложите малышу поработать в тетради в крупную клетку, научите видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки, писать палочки[1].

 

Будьте терпеливы и настойчивы!

 

Фотоальбом
НОВОСТИ ИЮНЯ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Юный математик
Фруктовый шахматный турнир
Шоколадный шахматный турнир
Уроки памяти
Праздник - дефиле "Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны"
V областной форум "Большая перемена"
Рождественские колядки
23 февраля
Новогодние утренники в ДОУ
Городская неделя открытых дверей 2015 "Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников"
Выставка "Новогодний карнавал игрушек"
Экскурсия в спортивную школу