ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА

25.02.2021, 231 просмотр.

Консультация для родителей 

«Формируем слоговую структуру слова»

Среди разнообразных нарушений речи у дошкольников нередко встречается нарушение слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это порядок расположения и количество слогов в словах.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет, «моко» - молоко. Однако в возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «гебемот» вместо бегемот, «пипитан» вместо капитан, и т. п.
            Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

Как может проявляться нарушение слоговой структуры слова:

  • нарушение количества слогов в слове;
  • сокращение слога;
  • опускание слогообразующей гласной;
  • увеличение количества слогов за счет вставки гласных/ согласных;
  • перестановка слогов;
  • нарушение последовательности слогов в слове/ перестановка звуков;
  • искажённое произнесение отдельных слогов.

Недостаточная степень коррекции данных нарушений в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников стойких специфических нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

С целью преодоления данных нарушений необходимо привлечь внимание ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова. Успешнее справиться с этой задачей помогут занятия в виде игр и упражнений.

Упражнения и игры для формирования слоговой структуры слов:

 

  1. I. Работа на первых этапах должна происходить на невербальном (несловесном) материале.
  2. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: Вариант У ребёнка и взрослого набор одинаковых музыкальных инструментов. Взрослый прячет свой набор под стол и звучит по очереди. Ребёнок должен угадать, что звучало. Усложняем, даём последовательность звуков, ребёнок воспроизводит.
    Вариант 2: насыпаем различные по звучанию крупы в непрозрачные баночки (из под киндер сюрпризов подходят идеально). Дублируем комплект. Ребёнок слушает, как звучит крупа и ищет такую же по звучанию.
    Игра «Сосчитай правильно». Учимся считать звуки.
    Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит палочкой по барабану) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
    Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и хлопает (стучит по барабану) столько раз, сколько звуков было произнесено.

  3. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным). Ребёнку предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько игрушек на картинке); либо хлопнуть столько раз, сколько хлопнете Вы сами;

- сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши;

- сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

  1. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, танец.

 

  1. II. Работа на вербальном материале.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит где? - близко, пальмы растут - далеко, аквариум стоит…, кукла лежит…, мама работает… и т. д.)

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации  (относительно собственного тела).

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где у тебя спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Взрослый. Где ножки?

Ребенок. Снизу.

Упражнение на развитие временно-пространственной ориентации.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

 

Работа над гласными

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                               

              А – У                                    А – У – И                                 

              И – О                                    И – О – Ы                                                                                          

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

  • громко (тише, совсем тихо);
  • чередуя громкость в пределах одного ряда;
  • со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи).

 

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

  • с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

  • с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

  • обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

  • закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

  • прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  • сосчитать количество слогов;
  • выложить палочки по количеству слогов;
  • сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
  • повторить только первый и последний слог ряда;
  • произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно).

Работа над словами.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.  К короткой полоске кладем картинки с односложными словами, к длинной – с многосложными.    

Упражнение 3.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Ребенок должен, повторяя за взрослым слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 4.

Взрослый читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук , паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнение 5. «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед-   , сет-   , кух-   , дос-   ,бел-   ,мет-   , ваф-   , цве-   .

Упражнение 6. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на , кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

 

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии. 

Пограничник охраняет границу.

Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)

 

Таким образом, ошибки в слоговой структуре слова у ребёнка станут минимальными, когда:

  • фонематическое восприятие придёт в норму;
  • ребёнок овладеет основными артикуляционными позами (выполнение артикуляционной гимнастики) и сможет их удерживать под счёт минимум до 5;
  • малыш научиться контролировать движения собственного тела.
Фотоальбом
НОВОСТИ ИЮНЯ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Юный математик
Фруктовый шахматный турнир
Шоколадный шахматный турнир
Уроки памяти
Праздник - дефиле "Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны"
V областной форум "Большая перемена"
Рождественские колядки
23 февраля
Новогодние утренники в ДОУ
Городская неделя открытых дверей 2015 "Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников"
Выставка "Новогодний карнавал игрушек"
Экскурсия в спортивную школу