Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ д/с № 42 города Тюмени
Наименование образовательной программы |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 42 города Тюмени |
Уровень образования |
Дошкольное образование |
Форма обучения |
Очная |
Нормативный срок обучения |
Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Срок получения дошкольного образования устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 5 лет. |
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действия |
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится. Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводится. |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) |
русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой |
Не предусмотрены |
Практика, предусмотренная образовательной программой |
Не предусмотрена |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии ситуативно, по мере возникающей необходимости. |
Описание образовательной программы |
Адаптированная программа для детей с ЗПР разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149). В обязательной части Адаптированной Программы представлена Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены ряд парциальных программ по 5 образовательным областям. Федеральная адаптированная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. ФАОП ДО для детей с ЗПР определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Адаптированная программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Адаптированная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Адаптированной программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает: - воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; - создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей с ЗПР к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; - создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей. Цель Адаптированной программы для детей с ЗПР: Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа направлена на реализацию следующих задач: - реализация содержания АОП ДО для детей с ЗПР; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР; - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР; - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Задачи реализации Адаптированной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений - Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Содержание коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ направлена на: - создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально- типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер; - проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; - выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения. - формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности; - целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи; - целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного; - создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах; - выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования; - осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк. |
Информация об учебном плане |
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут, от 4 до 5 лет – 20 минут, от 5 до 6 лет – 25 минут, от 6 до 7 лет – 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет - 20 минут, от 3 до 4 лет – 30 минут, от 4 до 5 лет – 40 минут, от 5 до 6 лет – 50 или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет – 90 минут. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста и направлена на развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, при этом среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, а также на воспитание у дошкольников таких качеств, как: • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям. Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 29. 12. 12, № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). Адаптированная программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку с ЗПР и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Основная цель коррекционно - педагогической работы — создание специальных условий для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Обеспечение коррекции нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Адаптированной программы; создание условий для социальной адаптации и дифференциации образовательного процесса |
Информация о календарном учебном графике |
Прилагается |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса |
Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени (текст) Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени Календарный план адаптированной образовательной программы воспитательной работы МАДОУ д/с № 42 города Тюмени Календарный учебный график адаптированной образовательной программы МАДОУ д/с № 42 города Тюмени |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами |
12 |
Официальная страница ВКонтакте:
Официальная страница в Одноклассниках:
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке: