Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития  МАДОУ д/с № 42 города Тюмени 

Наименование образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 42 города Тюмени

Уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Срок получения дошкольного образования устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

5 лет.

Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная,  профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действия

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится.

Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводится.

Язык(и), на котором(ых) осуществляется

образование (обучение)

русский

Учебные предметы, курсы, дисциплины

(модули), предусмотренные образовательной программой

Не предусмотрены

Практика, предусмотренная образовательной программой

Не предусмотрена

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 

При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии ситуативно, по мере возникающей необходимости.

Описание образовательной программы

Адаптированная программа для детей с ЗПР разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,

зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149).

В обязательной части Адаптированной Программы представлена Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены ряд парциальных программ по 5 образовательным областям.

Федеральная адаптированная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

ФАОП ДО для детей с ЗПР определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Адаптированная программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Адаптированная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Адаптированной программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:

- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей с ЗПР к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.

Цель Адаптированной программы для детей с ЗПР: Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа направлена на реализацию следующих задач:

- реализация содержания АОП ДО для детей с ЗПР;

коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР; 

- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;

 - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Задачи реализации Адаптированной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений

- Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Содержание коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа в ДОУ направлена на: 

- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально- типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;

- проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;

- выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения.

- формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;

- целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;

- целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;

- создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах;

- выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;

- осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.

Информация об учебном плане 

Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет – 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут, от 4 до 5 лет – 20 минут, от 5 до 6 лет – 25 минут, от 6 до 7 лет – 30 минут. 

Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет - 20 минут, от 3 до 4 лет – 30 минут, от 4 до 5 лет – 40 минут, от 5 до 6 лет – 50 или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет – 90 минут. 

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста и направлена на развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, при этом среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, а также на воспитание у дошкольников таких качеств, как:

активная жизненная позиция;

творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

уважение к традиционным ценностям.

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 29. 12. 12, № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Адаптированная программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку с ЗПР и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Основная цель коррекционно - педагогической работы — создание специальных условий для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Обеспечение коррекции нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Адаптированной программы; создание условий для социальной адаптации и дифференциации образовательного процесса

Информация о календарном учебном графике

Прилагается

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени (текст)

Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с № 42 города Тюмени

Календарный план адаптированной образовательной программы воспитательной работы МАДОУ д/с № 42 города Тюмени 

Календарный учебный график адаптированной образовательной программы МАДОУ д/с № 42 города Тюмени

Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами 

12

Фотоальбом
НОВОСТИ ИЮНЯ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Юный математик
Фруктовый шахматный турнир
Шоколадный шахматный турнир
Уроки памяти
Праздник - дефиле "Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны"
V областной форум "Большая перемена"
Рождественские колядки
23 февраля
Новогодние утренники в ДОУ
Городская неделя открытых дверей 2015 "Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников"
Выставка "Новогодний карнавал игрушек"
Экскурсия в спортивную школу