Хорошо ли быть левшой?

26.08.2024, 16 просмотров.

Хорошо ли быть левшой?
Хорошо ли быть левшой?
У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая
рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь
есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной
оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть
левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?
Исследования, которые проводились в этом направлении,
свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно
правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с
одинаковой частотой пользуются обеими лапами. Очень интересные данные
о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий
труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество
приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и
орудий более позднего, бронзового века уже оказываются
приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие
праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они
прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар. В
исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается
установить превалирования функций той или другой руки. Только
приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится
более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет
обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и
прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто
запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой
рукой. Преимущественное пользование правой или левой рукой
обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушариимозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши
являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые
руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он
стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а
это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях
мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше,
развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более
высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.
Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях
является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа,
кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он
сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые
речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое,
в котором тоже имеются речевые зоны. И. П. Павлов высказывал мысль о
том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование
речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в
интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с
мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое
количество левшей (вернее, амбидекстров). По-видимому, в играх следует
равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а
выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять
между правой и левой руками.
Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить
задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы
его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх.
Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую -
самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок
понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать
правой рукой, а левую станет притормаживать - конечно, автомобиль придет
позже! Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления
функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных
неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши
в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания.
Это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи
Фотоальбом
НОВОСТИ ИЮНЯ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Юный математик
Фруктовый шахматный турнир
Шоколадный шахматный турнир
Уроки памяти
Праздник - дефиле "Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны"
V областной форум "Большая перемена"
Рождественские колядки
23 февраля
Новогодние утренники в ДОУ
Городская неделя открытых дверей 2015 "Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников"
Выставка "Новогодний карнавал игрушек"
Экскурсия в спортивную школу