"Степени адаптации детей"
Степени адаптации детей.
В современном мире, все чаще встречается стремление мам как можно быстрее выйти на работу после рождения ребенка. И это связано, в первую очередь с желанием заработать деньги и не потерять свои постоянные места работы. И конечно же родители ведут своих ребят в детский сад. И лишь у единиц есть возможность оставить ребёнка с няней или бабушкой.
Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период, период адаптации. Адаптация в переводе с латинского означает (приспособление) в широком смысле приспособление к изменениям внешним и внутренним. Адаптация ребенка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому малышу приходиться «социализироваться», то есть учиться жить среди других людей.
А родители сталкиваются с множеством вопросов. Например, как будет проходить адаптация в детском саду. Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет ДОО станет если не вторым домом для ребенка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от адаптации часто зависит психическое и физическое здоровье малыша.
Выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей дошкольного возраста.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к саду, можно по следующим особенностям:
- ребенок без слёз и истерик заходит и остаётся в групповой детского сада;
- при обращении глядит в глаза педагогам, реагирует на обращение;
- способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- рассказывает родителям, как прошел день в детском саду.
Привыкание средней тяжести
Данный адаптационный период проходит не менее 1,5 месяцев.
При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
-с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении сада, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения:
- Ребенок не желает контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к саду – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОО.
В моей работе приоритетной задачей является:
- создание комфортных условий для успешной адаптации детей;
- адаптация детей на ненасильственной основе!!!
Успешная адаптация включает в себя комплекс следующих мероприятий:
- создание предметно-развивающей среды,
- взаимодействие с семьями воспитанников,
- совместные музыкальное и художественное творчество детей и взрослых (выставки, акции, прогулки, развлечения, совместные родительские собрания)
Прежде чем адаптировать детей к детскому саду, я адаптировала своих родителей. Постаралась вовлечь родителей в весь педагогический процесс, они стали активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Родители вместе с нами играли на прогулках, рисовали, танцевали, помогали при подготовке к прогулке. На короткое время они превращались в маленьких девочек и мальчиков.
Создание предметно - пространственной среды в группе является так же важным моментом, в которую входит дизайн группы: (эстетичность, комфорт, уют). Чтобы условия пребывания детей в детском саду были близки к домашним, мы с родителями полностью благоустроили группу. Поклеили фото обои в центре сюжетно-ролевой игры, покрасили полы, стены в приятные пастельные тона. Совместно изготовили для детей пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту.
Нашей гордостью стал шикарный уголок уединения, где каждый ребенок с удовольствием может посмотреть на фото своих родителей, позвонить им по телефону. Посмотреть мягкие книжки-малышки, взять свою любимую игрушку и погоревать вместе с ней. Здесь есть все необходимое для расслабления: кинетический песок, крупные бусины и шнурки для нанизывания, мешочки с крупой и сыпучими материалами.
Анкетирование родителей – неотъемлемая часть процесса адаптации. Письменный опрос позволяет мне сформировать первичные представления о семье будущего воспитанника, о его запросах, ожиданиях от сотрудников детского сада. Поэтому я активно использую анкетирование: «Давайте познакомимся», «Что вы ждете от сотрудников детского сада?», «Мои пожелания и рекомендации», «Любимые игры вашего ребенка» и т.д. Анализируя которые, я строю план для своей дальнейшей работы.
Большую подмогу в адаптации воспитанников нашла в использовании игр для снятия агрессии, психологического напряжения, расслабления, и социализации в детском коллективе. В непринужденной форме дети вместе со мной выполняли различные игровые действия и получали от достигнутого результата удовольствие. Это игры с песком, водой, пуговицами, с шуршащими предметами, с сыпучими материалами, маски и куклы Би-ба-бо.
Большую пользу и интерес приносит детям художественное творчество. Когда у ребенка заняты руки он перестает плакать и думать о том, что его бросили, он успокаивается и вовлекается в другой мир – мир искусства.
Я с самых первых дней давала детям и их родителям гуашь для рисования ладошкой, пальчиками, штампы, трафареты. Рисунки были везде: на отдельных листах, в раскрасках, на ватманах и даже рулонных обоях, принесенных родителями из дома.
Сейчас я могу смело сказать, что процесс адаптации прошел успешно. Тесный контакт с родителями не прошел даром, в группе сложились дружеские, доверительные отношения. Это немаловажный фактор для дальнейшего сотрудничества, ведь впереди еще целых четыре года совместной работы.
А как все это на самом деле происходило продемонстрирую в своей небольшой презентации.
Официальная страница ВКонтакте:
Официальная страница в Одноклассниках:
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке: