"Степени адаптации детей"

16.08.2021, 68 просмотров.

"Степени адаптации детей"

Степени адаптации детей.

В современном мире, все чаще  встречается стремление мам как можно быстрее выйти на работу после рождения ребенка. И это связано, в первую очередь с желанием заработать деньги и не потерять свои постоянные места работы. И конечно же родители ведут своих ребят в детский сад. И лишь у единиц есть возможность оставить ребёнка с няней или бабушкой.

Вот малыш переступает порог детского сада.  В жизни ребенка наступает  самый сложный период, период адаптации. Адаптация в переводе с латинского означает (приспособление) в широком смысле приспособление к изменениям  внешним и внутренним. Адаптация ребенка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому малышу приходиться «социализироваться», то есть  учиться жить  среди других людей.  

А родители сталкиваются с множеством вопросов.  Например, как будет проходить адаптация в детском саду. Подобные  сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет  ДОО станет если не вторым домом для ребенка, то существенной частью его жизни. К  тому же  именно от адаптации часто зависит психическое и физическое здоровье малыша.

Выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей дошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели.

Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к саду, можно по следующим особенностям:

- ребенок без слёз и истерик заходит и остаётся в групповой детского сада;

- при обращении глядит в глаза педагогам, реагирует на обращение;

- способен озвучить просьбу о помощи;

- первым идёт на контакт с ровесниками;

- способен занять себя на короткий промежуток времени;

- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

- рассказывает родителям, как прошел день  в детском саду.

Привыкание средней тяжести

Данный адаптационный период проходит не менее 1,5 месяцев.

При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

-с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; 

- общается со сверстниками и воспитателем;

- придерживается озвученных правил и распорядка;

- адекватно реагирует на замечания;

- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении сада,  другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения:

- Ребенок не желает  контактировать с ровесниками и взрослыми;

- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

- агрессивность либо замкнутость;

- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к саду – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОО.

В моей работе приоритетной задачей является:

- создание комфортных  условий для успешной адаптации детей;

- адаптация детей на ненасильственной основе!!!

Успешная адаптация  включает в себя комплекс следующих мероприятий:

- создание предметно-развивающей среды,

- взаимодействие с семьями воспитанников,

- совместные  музыкальное и художественное творчество детей и взрослых (выставки, акции, прогулки, развлечения, совместные родительские собрания)

Прежде чем адаптировать детей к детскому саду, я адаптировала своих родителей.   Постаралась вовлечь родителей в весь педагогический процесс, они стали активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Родители вместе с нами играли на прогулках, рисовали, танцевали, помогали при подготовке к прогулке. На короткое время они превращались в  маленьких девочек и мальчиков.

Создание предметно - пространственной среды в группе является так же важным моментом,  в которую входит  дизайн группы: (эстетичность, комфорт, уют). Чтобы условия пребывания детей в детском саду были близки к домашним, мы с  родителями полностью благоустроили группу. Поклеили фото обои в центре сюжетно-ролевой игры, покрасили полы, стены в приятные пастельные тона. Совместно изготовили для детей пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту.

Нашей гордостью стал шикарный уголок уединения, где каждый ребенок с удовольствием может посмотреть на фото своих родителей, позвонить им по телефону. Посмотреть мягкие книжки-малышки, взять свою любимую игрушку и погоревать вместе с ней. Здесь есть все необходимое для расслабления: кинетический песок, крупные бусины и шнурки для нанизывания, мешочки с крупой и сыпучими материалами.

Анкетирование родителей – неотъемлемая часть  процесса адаптации. Письменный опрос позволяет мне сформировать первичные представления о семье будущего воспитанника, о его запросах, ожиданиях от сотрудников детского сада. Поэтому я активно использую анкетирование: «Давайте познакомимся», «Что вы ждете от сотрудников детского сада?», «Мои пожелания и рекомендации», «Любимые игры вашего ребенка» и т.д. Анализируя которые, я строю план для своей дальнейшей работы.

Большую подмогу в адаптации воспитанников нашла в использовании игр для снятия агрессии, психологического напряжения, расслабления, и социализации в детском коллективе. В непринужденной форме дети вместе со мной выполняли различные игровые действия и получали от  достигнутого результата удовольствие. Это игры с песком, водой, пуговицами, с шуршащими предметами, с сыпучими материалами, маски и куклы Би-ба-бо.

Большую пользу и интерес приносит детям художественное творчество. Когда у ребенка заняты руки он перестает плакать и думать о том, что его бросили, он успокаивается и вовлекается в другой мир – мир искусства.

Я с самых первых дней давала детям и их родителям гуашь для рисования ладошкой, пальчиками, штампы, трафареты. Рисунки были везде: на отдельных листах, в раскрасках, на ватманах и даже рулонных обоях, принесенных родителями из дома.

Сейчас я могу смело сказать, что  процесс адаптации прошел успешно. Тесный контакт с родителями не прошел даром, в группе сложились дружеские, доверительные отношения. Это немаловажный фактор для дальнейшего сотрудничества, ведь впереди еще целых четыре года совместной работы.

А как все это на самом деле происходило продемонстрирую в своей небольшой презентации.

Фотоальбом
НОВОСТИ ИЮНЯ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Юный математик
Фруктовый шахматный турнир
Шоколадный шахматный турнир
Уроки памяти
Праздник - дефиле "Шляпы разные нужны, шляпы всякие важны"
V областной форум "Большая перемена"
Рождественские колядки
23 февраля
Новогодние утренники в ДОУ
Городская неделя открытых дверей 2015 "Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников"
Выставка "Новогодний карнавал игрушек"
Экскурсия в спортивную школу